Москва. 20 марта 2014 г. ВАО.РФ - События в Крыму вызывают живой интерес у всех граждан России. При этом хочется не только получать информацию от официальных СМИ, к которым есть определенное недоверие, но и от людей, которые были непосредственно в месте событий и видели всё что происходит в Крыму своими глазами, принимали непосредственное участие в этих событиях, в частности в наблюдении на референдуме о статусе Крыма. Поэтому когда появилась возможность предоставить активистам ВАО официальную аккредитацию через Верховный Совет АРК, то тут же это сделали. Приводим рассказ о событиях в Крыму от одного из таких активистов ВАО.
"Сейчас очень многие следят за событиями на Украине. Когда стало известно, что на 16 марта назначен референдум в Крыму, в среде независимых наблюдателей-любителей, к коим в данном случае я отношу и себя, начались обсуждения, а стоит ли туда ехать? Для меня было важно посмотреть на происходящее собственными глазами. Пропаганде по ТВ я не верю, а в интернете мнения слишком эмоционально заряжены и поэтому не объективны. Люди уже выбрали свой лагерь и не способны трезво смотреть на происходящее.
Так как информации много и возможно некоторые технические моменты будут не всем интересны, дальнейшее повествование я разделю на блоки, чтобы вы могли выбрать что читать, а что нет.
Организация поездки и получение аккредитации.
Координация независимых наблюдателей велась через созданную под предстоящий выезд группу в фейсбуке
Чтобы иметь больше прав на избирательных участках, нам хотелось получить статус международных наблюдателей. Это оказалось сделать не так просто. Согласно положению о наблюдателях, изданному Верховным Советом Автономной Республики Крым, международные организации, имеющие соответствующий правовой статус должны были быть приглашены крымскими органами власти.
Российские наблюдательские сообщества, которые принято считать независимыми (Гражданин Наблюдатель, Сонар, Голос, Росвыборы) существенной орг. поддержки не оказали. Причина - их политическая позиция. Среди наблюдателей была бурная дискуссия на тему того, является ли поездка наблюдателя на данный референдум признанием его легитимности. Большинство посчитало, что да. Стал пробовать разные варианты. Пытался вписаться через организацию "Гражднаский контроль" (ее считают околокремлевской), но там сказали, что уже выслали "своих" наблюдателей, и что другие им не нужны. Звонил и списывался с NDI в надежде получить помощь от них, но их они тоже решили бойкотировать этот референдум, равно как и многие другие международные организации, с которыми они взаимодействуют. Записаться через крымские общественные организации так же не удалось. Связывался с координатором одного из местных отделений "Русского блока", партии, которая активно участвовала в проведении пророссйких митингах в Крыму. Выяснилось, что они не очень-то настроены на сотрудничество и обеспечение прозрачности референдума.
Другим нашим наблюдателям, которые участвовали в организации выезда так же не удалось найти вариантов с аккредитацией. Попытки других моих коллег так же не увенчались успехом.
Оставался вариант поехать от СМИ. Помимо стандартных корочек российского журналиста, полученного мною от двух газет, я решил подать документы на официальную аккредитацию через Верховный Совет АРК, чтобы не возникло проблем с присутствием на избирательных участках (как выяснилось позже - правильно сделал). Так как мы до последнего надеялись поехать в Крым в статусе наблюдателей, все делалось в спешке в последний день. Обзвонил несколько знакомых СМИ и в итоге подал документы через нашу районную газету, издаваемую активистами.
В Крыму
Самолет на котором я летел был под завязку набит пассажирами. Было очень много журналистов и международных наблюдателей, Разговорился с итальянцем, наблюдателем из какой-то брюссельской организации болонского процесса. Поинтересовался, почему его организация не байкотирует наблюдение, как многие другие. Тот ответил, что прежде надо посмотреть на все своими глазами. И если он увидит на улицах счастливых людей, которые действительно желают объединения, значит все ок. Значит это действительно волеизъявление народа.
Самолет задержался где-то на час. Меня, как и многих иностранцев, первый раз летевших в Симф поразила нереально долгая рулежка после приземления. Ехали около получаса, словно это не самолет, а автобус какой-то. Местные сказали, что здесь очень длинная полоса, т.к. аэродром Симферополя строился для взлета-посадки буранов. С учетом рулежки и задержки вылета самолет прибыл часа на полтора позже, чем я ожидал. В аэропорту вежливых людей в зеленом облачении не было. Вместо них там находились ребята в гражданском. Что-то вроде дружинников. У некоторых было оружие. Когда японский журналист хотел взять у них интервью, они вначале запрещали их снимать, потом вроде согласились. От аэропорта до жд вокзала, где меня уже ждали знакомые я доехал с журналистами из Ридуса. Ночь провел в комнате отдыха в зале ожидания вокзала, где мы с ребятами обсуждали планы на завтрашний день. Вокзал охраняли казаки и дружинники в штатском.
День тишины
С утра пораньше я отправился к зданию Верховного Совета АРК. Там должен был решиться вопрос, получит ли наша команда официальную аккредитацию журналистов или нет. Здание охраняла кубанская казацкая сотня
Журналисты начали скапливаться еще перед открытием. К тому моменту, как пустили первую партию, перед шеренгой из казаков стояло 30-40 человек.
На пике в очереди на аккредитацию было около 100 журналистов
На удивление проблем с получением аккредитации не возникло, несмотря на то, что мы подали список аж на 13 человек. И сделали это в последний день. Судя по всему пресс-карты давали всем, кто отправлял заявку и выполнил формальные требования порядка аккредитации. Тех, кто не высылал документы, разворачивали. К слову пресс-карта - обычная цветная бумажка. Нет ни порядкового номера, ни фотографии, - ничего, что помешало бы распечатать ее на принтере, вписать нужное имя и заявиться с ней на участок. Можно и не стоять ради этого несколько часов в очереди.
Буквально в 50 метрах от здания Верховного совета стояли палатки партии "Русское Единство" с агитацией в пользу присоединения к России. Общепринятые международные нормы о так называемом дне тишине здесь напрочь отсутствуют.
По городу были развешаны плакаты, бил-борды, проводились концерты, На больших экранах перед зданием Совета Министров пропагандисткий голос под соответствующий видеоряд вещал о необходимости защиты о фашизма.
Интервью с крымчанами и иностранными журналистами
После получения аккредитации я полтора часа ходил по центру города и общался с местными жителями и иностранными журналистами. Очень хотелось узнать, что думают люди о референдуме, а так же то, как к нему относятся иностранцы. Опросил наверное 20-30 человек. Большинство было за воссоединение с Россией. Те кто против, кто отказались от комментариев, а так же те, кто не собираются участвовать в референдуме приблизительно в равных долях были в меньшинстве. Интервью брал у всех подряд, подходя от одного к другому. Это хорошо видно в ролике. Ничего не вырезал, не монтировал, а просто последовательно склеил все куски отснятого материла, чтобы у тех кто будет смотреть была перед глазами максимально объективная картинка. В кадр попали и те кто за и те кто отказались отвечать, и те кто против.
Соц. опрос
Около 4 часов дня, как к нам примкнула оставшаяся часть наблюдателей из инициативной группы "Хорошее Дело". Мы разместились в одной из кафешек в центре города и стали продумывать методологию соц. опроса, который мы планировали провести, чтобы получить более-менее репрезентативный срез мнений крымчан перед голосованием.
Кстати очень классные ребята. В основном бывшие МГУшники с технических факультетов. Давно не был в такой интересной приятной кампании. В основном все являются членами некоего клуба "Золотые леса" и увлекаются ролевыми играми. Для себя я их сравнил с каким-нибудь студенческим братством, типа тех, которые показывают в фильмах про американские универы. Умные, образованные парни, придерживающиеся не слишком модных нынче принципов чести и благородства. Все друг на другом по-доброму подшучивают и помогают.
На опрос у нас к сожалению оставалось довольно мало времени. Охватить достаточно репрезентативную выборку с учетом поло-возрастного и национального состава населения мы уже не могли. Поэтому решили опросить хотя бы пару сотен человек и отнормировать результат путем придания каждой опрошенной группе соответствующих "весов", исходя из переписи населения. Надо иметь в виду, что опрашивали мы людей в центре Симферополя. К тому же опрос делали на русском. Успели опросить всего около 100 чел. Так что мы осознаем, что результаты имеют довольно сильную погрешность... В зависимости от типа нормировки (по национальности или по возрасту) данные имеют некоторый разброс. Вот что у нас в итоге получилось:
Россия 76-81%
Украина 5-7%
не пойдем 13-16%.
Результаты в общем совпали с тем, что мы на следующий день увидели на избирательных участках.
День голосования
Нашу команду мы разделили на 3 группы. Первая, состоящая из двух человек, поехала по окрестным населенным пунктам и местам компактного проживания татар, чтобы мониторить обстановку там. А две другие, состоящие из четырех человек в каждой, отправились на два соседних участка в Железнодорожном районе горда Симферополя. Было еще несколько человек, которые работали в одиночку.
Наша группа прибыла на избирательный участок 08057, распложенный в здании т.н. "Гипросада" (ул. Оружейная д.10) где-то за 15 минут до его открытия. Люди уже стояли в очереди и ждали, когда их пустят внутрь.
После открытия участка мы зашли внутрь вместе с первыми избирателями. Прозрачные урны стояли пустыми и опечатанными.
А вот книги избирателей оказались не прошитыми. Бери, заменяй листы и вноси в них всех, кого захочешь. В Москве мы за этим очень жестко следим. В российских законах порядок работы комиссии со списками избирателей строго прописан.
Около 10 утра я решил подать заявление на допуск меня к процедуре подсчета голосов. Вначале без камеры минут 20 разговаривал с председателем, разъясняя ей важность сотрудничества с журналистами, ссылаясь на пункты их временного положения о референдуме, согласно которому работа комиссий должны вестись прозрачно и гласно. Однако мои увещевания не сработали. Дама ни в какую не хотела принимать у меня заявление.
Когда она сказала, что в вашем заявлении отказано, я решил включить камеру и зафиксировать это на видео. Дело в том, что согласно общепринятым нормам работы избирательных комиссий, заявление у меня должны были в любом случае принять, внести его в реестр заявлений, присвоить входящий номер и поставить на нем штамп комиссии. А уже после закрытия участка коллегиальным решением всех членов избирательной комиссии принять по нему решение путем голосования. Единолично отказывать в принятии заявления председатель не имела права.
Когда я стал снимать происходящее на видео, ко мне подошел не очень вежливый человек в комуфляже и пытался помешать видеосъемке. В бандитской манере предлагал мне выйти поговорить. Когда я обратился к председателю с просьбой урегулировать ситуацию она лишь отвернулась и ничего не ответила. Хорошо, что подошел более адекватный мужчина из дружины и ситуацию удалось разрулить.
Народ на участок шел огромным потоком. Дружинникам, помогавшим комиссии, приходилось, даже запускать людей группами, чтобы не создавать толкучку у урн. На 12:00 явка была уже около 40%. Это очень много, если сравнивать например с обычными российскими выборами.
Один из наших наблюдателей стоял возле урн и считал людей по счетчику. На 10:00 расхождение с данными комиссии составило 72 человека (мы насчитали больше). Спустя пару часов расхождение было так же около 70 чел, но уже в другую сторону.То есть явка по данным комиссии скачкообразно выросла примерно на 150 человек. К концу голосования расхождение достигло 185 голосов.
Двое других наших наблюдателей проводили exit poll. Было опрошено приблизительно 1200 человек. Из них 85% проголосовали за Россию. 15% - отказались отвечать. 7 человек сказали, что проголосовали за Украину.
За четыре часа до окончания голосования я решил прогуляться по соседним участкам. Обошел штук 5-6. Везде картина была одинаковой. Поток людей прекратился. Явка людей по словам членов комиссий от 70% и выше. Независимых наблюдателей нигде нет. Присутствие СМИ при подсчете голосов комиссии не приветствовали и собираются проводить его за закрытыми дверями.
Где-то за 15 мин до завершения голосования я вернулся на наш участок. Комиссия в присутствии наших наблюдателей к тому моменту уже приняла решение о том, что из нашей группы будет допущен на подсчет только один наблюдатель, якобы потому что в комиссии женщины и они бояться провокаций. Кода я пытался добиться присутствия хотя бы еще одного человека, мои коллеги-наблюдатели оказали мне медвежью услугу и стали на сторону комиссии. В результате тот человек, что остался при подсчете в то время, когда его внимание было отвлечено, лишь краем глаза смог заметить что-то вроде вброса, но зафиксировать это документально не смог. По его словам, кто-то из членов комиссию с края стола странным образом уронил пачку бюллетеней и вполне вероятно в этом момент добавил туда лишнюю пачку.
Итоговые данные по нашему участку следующие:
Явка по нашим подсчетам составила 1546 (70%), по протоколам подсчета 1731 (79%), по спискам (наш наблюдатель, допущенный на подсчет голосов бегло посчитал количество проголосовавших по книгам) - примерно 1630 (74%)
По данным комиссии за Украину проголосовало 35 человек. 11 бюллетеней оказались недействительными. Таким образом за Россию проголосовало 97.3% избирателей, что отличается от данных наших экзит-полов на 12.3%. Но учитывая, что 15% опрошенных избирателей отказались от ответа они могли внести необходимую добавку. В любом случае возможные фальсификации не превысили 10%
Те наши набюдатели, что ездили в места компактного проживания татар (Акмечеть) отметили на тех участках меньшую явку. Татары вообще в большинстве проигнорировали референдум.
Поездка в ТИК
С избирательного участка мы отправились в территориальную избирательную комиссию (ТИК), куда стекались данные со всех участок нашего района. Было итересно посмотреть, как обстоят дела там. До места добирались вместе с ребятами из самообороны в восьмером на их легковушке, сидя друг у друга на коленкак:) Территориальная комиссии разных районов находились в одном здании на разных этажах.
В ТИК железнодорожного района нас не пустили.
При этом в соседний ТИК Симферопольского района нас пустили без каких-либо проблем. Однако снимать разрешили только издалека, откуда ничего понять не возможно. Члены комиссий заходили внутрь в порядке живой очереди и зачитывали данные своих протоколов, которые вносились в итоговую таблицу. При этом увеличенной формы итоговой таблицы, которая в обязательном порядке присутствует в территориальных комиссиях не было. В таких условиях на этапе передачи протокола с избирательного участка в ТИК его можно легко подменить и никто не заметит.
Крымчане празднуют победу
Выйдя из здания, где располагались ТИКи мы отправились на площадь перед зданием совмина, где проходил праздничный концерт в честь присоединения к России. На площади собралось где-то 5-10 тыс. человек. Выступали российские эстрадные исполнители (Цыганова, Расторгуев, кто-то еще). Народ ликовал и был искренне счастлив. Это были явно не нашисты, которых сгоняют на митинг. Люди разных возрастов, но при этом довольно много молодежи. Японский, журналист, с которым я летел в самолете ходил с улыбающимся лицом и брал у людей интервью. Перекинулись парой фраз. По нему было видно, что он заразился общим настроением. Была куча российских флагов. В качестве кульминации прозвучал гимн и прогремел салют.
Общие впечатления от референдума
Большинство жителей Крыма действительно за присоединение К России. У людей моральный подъем и воодушевление. Такое ощущение, что практически все русское население Крыма мобилизовалось и не смотря на плохую погоду пришло на участки еще задолго до их закрытия. Татары в массе своей референдум проигнорировали. А те фальсификации, которые возможно имели место, существенно на общую картину не повлияли. Не допуск журналистов на подсчет голосов - это скорее из-за отсутствия правовой культуры и боязни провокаций. С большой вероятностью допускаю так же централизованную негласную установку. Но подобное отношение к журналистам скорее вредит устроителям референдума.
Постарался все описать максимально беспристрастно. А выводы делайте сами... Свою личное отношение к происходящему на Украине и в Крыму я изложу отдельной статьей позже."
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
На сайте представлены художественные и фантастические произведения на тему:
"Восточный округ. Общественный контроль жителей за всем что происходит вокруг нас, в нашем районе, округе, городе.
Районы Восточного Округа: Богородское, Вешняки, Восточное Измайлово, Восточный, Гольяново,
Ивановское, Измайлово, Косино-Ухтомский, Метрогородок, Новогиреево, Новокосино, Перово,
Преображенское, Северное Измайлово, Соколиная гора, Сокольники. Оценочные суждения и фантазии."
Все события и персонажи вымышленны, любое сходство с реальными людьми и событиями является случайным.