Top

Праймериз "Единой России" нарушают закон

2 апреля 2016 - Админ
article1183.jpg

Об организации и проведении политическими партиями предварительных внутрипартийных выборов (праймериз) в 2016 году.  Эксперты «Голоса» выявили существенные проблемы, связанные с незаконным использованием государственных и общественных ресурсов, а также с нарушением принципов добровольности, законности и гласности при организации и проведении праймериз.


Отдельные политические партии объявили о начале процедур предварительного голосования (т.н. «праймериз») для последующего выдвижения их победителей в качестве кандидатов на выборах, которые пройдут 18 сентября 2016 года.

Предварительное голосование среди сторонников политической партии с целью определения наиболее перспективных и достойных кандидатов – это достаточно распространенная в мировой практике и заслуживающая положительной оценки процедура, призванная содействовать демократизации внутрипартийной жизни, увеличению открытости партий, расширение круга рассматриваемых кандидатов, а также активизации членов партии, ее кадрового и организационного потенциала накануне выборов. Расширение применения механизмов внутрипартийной демократии, несомненно, является позитивным обстоятельством, поскольку демократия в стране и демократия внутри партий – особенно внутри правящей партии – тесно связаны друг с другом.

Поскольку процедуры праймериз не предусмотрены и не регулируются российским законодательством, их следует рассматривать как одну из форм партийной деятельности, связанной с взаимодействием политической партии со своими сторонниками.

С точки зрения российского законодательства главное требование к праймериз заключается в том, что они не должны нарушать принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности (закрепленных в статье 8 Федерального закона «О политических партиях»), они (в соответствии со статьей 32 указанного закона) не должны осуществляться с использованием государственных и муниципальных ресурсов в пользу только одной из партий.

Между тем, опыт организации и проведения праймериз, которые проводились в преддверии единых дней голосования 2014–2015 годов, а также на дополнительных и внеочередных выборах в муниципальные органы власти в 2015–2016 годах, выявили ряд существенных проблем, связанных с незаконным использованием государственных и общественных ресурсов, а также с нарушением принципов добровольности, самоуправления, законности и гласности.

1. Для организации и проведения предварительного голосования одной из партий зачастую используются здания и помещения, принадлежащие органам власти, государственным и муниципальным учреждениям, школам, больницам и т.п. При этом, договоры аренды или какие-либо иные соглашения на использование, данных помещений ранее не всегда заключались.В связи с этим, считаем, что использование государственных и муниципальных зданий и помещений для проведения каких-либо мероприятий в рамках праймериз политической партии должно осуществляться исключительно на возмездной и договорной основе, публично и гласно. Недопустимо использование данных помещений в их основное рабочее время.

В случае предоставления данных помещений для проведения праймериз одной из партий, аналогичные возможности должны быть предоставлены и другим политическим партиям – для реализации любых форм взаимодействия со своими сторонниками. Отметим также, что организация и проведение праймериз, в частности работа избирательных участков и счетных комиссий, в том числе в нерабочее время, предполагает использование, как и для любого другого мероприятия, электричества, воды и других коммунальных услуг, охраны и пр. Считаем, недопустимым перекладывать финансирование этих расходов на счет государственных и местных бюджетов, а также бюджетов учреждений, предоставивших эти помещения для проведения предварительного голосования какой-либо политической партии.
Имела место практика использования государственных и муниципальных помещений (собесов, жилищно-коммунальных и других центров обслуживания населения) в целях агитации за участие в праймериз одной из партий. Недопустимым является проведение заседаний организационных комитетов, счетных комиссий, открытие избирательных участков для проведения праймериз политической партии в зданиях, принадлежащих региональным и местным администрациям и иным органам власти.
2. В предыдущие годы имела место практика привлечения к организации и проведению праймериз одной из партий государственных и муниципальных должностных лиц, лиц, входящих в составы общественных и консультативных советов при государственных и муниципальных органах власти, а также членов органов территориального самоуправления. Считаем, что привлечение данных лиц возможно лишь на добровольной и, преимущественно, на договорной основе, и исключительно во время, свободное от исполнения ими служебных обязанностей.
Кроме того, также считаем необоснованным использование для исключительно внутрипартийного мероприятия оборудования участковых избирательных комиссий, а также привлечение к работе в счетных комиссиях на праймериз «Единой России» членов ТИК и УИК (за исключением тех из них, кто был делегирован в составы комиссий самой партией).
3. Несмотря на то, что согласно закону «О политических партиях» политические партии являются самостоятельными и независимыми от вмешательства органов государства и должностных лиц общественными объединениями, отмечены многочисленные факты участия региональных и местных администраций, глав регионов и МСУ, а также других должностных лиц в организационных мероприятиях по подготовке праймериз одной из партий, а также факты их вмешательства в формирование списков кандидатов и привлечения выборщиков к голосованию. Праймериз этой партии также широко анонсируются и освещаются в государственных и муниципальных СМИ. Рассматриваем данные действия как привлечение административного ресурса в интересах одной из политических партий.
4. Также отмечаются факты нарушения принципа добровольности участия граждан в деятельности общественного объединения. В различных регионах во время проведения праймериз в 2014–2016 годах были зафиксированы случаи принуждения к голосованию муниципальных и государственных служащих, бюджетников, а также работников промышленных предприятий.
5. В организации праймериз принимают участие, помимо актива самой партии, представители общественных объединений, в том числе ряда общественных организаций, которые стремятся позиционировать себя как социально-ориентированные, а не как общественно-политические НКО, и в таком качестве получают гранты от государственных органов. Тем самым фактически деятельность политической партии получает от государства дополнительную, не предусмотренную законом финансовую поддержку.
6. Обращаем внимание на то, что порядок регистрации кандидатов и избирателей, а также процедура голосования фактически предусматривают предоставление персональных данных гражданина РФ в распоряжение политической партии. При этом в предыдущие годы далеко не всегда порядок работы с этими персональным данными соблюдался. Отмечаем, что сбор, хранение и обработка персональных данных участников праймериз должны осуществляться в полном соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Также необходимо при проведении праймериз соблюдать требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ограничивающих ведение политической деятельности в образовательных учреждениях, и Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
7. Также обращает на себя внимание недостаточная открытость данных о проведения праймериз. Ранее далеко не во всех случаях публиковались списки кандидатов и полные результаты выборов, что нарушает принцип гласности и снижает доверие к честности проведения голосования и подведения его итогов.
В связи с вышеизложенным считаем:
• Партиям, проводящим праймериз, необходимо обратить пристальное внимание на обозначенные проблемы, принять все возможные меры для проведения праймериз в полном соответствии с действующим законодательством и принципами свободных демократических и честных выборов. Также мы призываем эти партии к максимальной гласности, в том числе и в отношении порядка использования публичных ресурсов.
• Всем политическим партиям необходимо добиваться соблюдения равных условий поддержки со стороны государственных и муниципальных органов. В случае, если одной из партий предоставлены публичные ресурсы, другие партии вправе требовать предоставления таких же ресурсов на таких же условиях для проведения своих мероприятий.
• Органы государственной и муниципальной власти, должностные лица должны строго придерживаться норм законодательства, которые предписывают им сохранять нейтралитет по отношению ко всем политическим партиям, руководствоваться принципом равенства при оказании содействия партиям в проведении их публичных мероприятий.
Со своей стороны, иные политические партии, СМИ, а также просто активные граждане имеют все основания требовать от политических партий, объявивших о проведении предварительного голосования, воздержаться от незаконного или чрезмерного использования общественных ресурсов, а также обращаться в правоохранительные органы с целью проверки законности их использования. Партиям, СМИ, правоохранительным органам, гражданам следует обратить особое внимание на:
• Наличие заключенных договоров на аренду помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставленные для проведения процедуры предварительного голосования.
• Выполнение работ, связанных с подготовкой и проведением голосования, с привлечением работников государственных и муниципальных учреждений, члены избирательных комиссий (помимо делегированных данной партией).
• Заключение договоров, в соответствии с трудовым или гражданским законодательством, с гражданами, привлеченными к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением голосования.
• Кем и каким образом при проведении праймериз будут компенсированы расходы на коммунальные услуги и иные дополнительные расходы, понесенные учреждениями, в помещениях которых будет организована работа избирательных участков и счетных комиссий?
• Каким образом, на каких условиях и за счет каких средств планируется обеспечить меры безопасности для участников праймериз, в частности, привлечение сотрудников правоохранительных органов и, возможно, охранных фирм, будут ли с ними заключены соответствующие договоры и соглашения?
• Каким образом и в каком объеме политические партии, проводящие предварительное голосование, планируют придать публичности финансовые отчеты об их расходах на проведение данных мероприятий?
• Из каких источников будут финансироваться и уже финансируются различные расходы, связанные с подготовкой и проведения праймериз партии (например, публикация в СМИ информационных материалов, распространение агитационных материалов, проведение дебатов)? Какова доля среди этих расходов бюджета самой партии, бюджета различных фондов поддержки партии, каков объем спонсорских средств и средств, поступивших от кандидатов?

Движение в защиту прав избирателей «Голос» намерено организовать мониторинг проведения предварительного голосования политических партий, в ходе которого будет отслеживать соблюдение указанных принципов и в первую очередь принцип равного доступа политических партий к государственным и муниципальным ресурсам.

Мы призываем СМИ, другие политические партии, всех граждан, которым не безразлично соблюдение законности и демократических принципов при подготовке и проведении выборов, присоединиться к данному мониторингу путем сбора и публикации соответствующей информации, а также посредством направления обращений в правоохранительные органы с требованиями соблюдения и восстановления законности при проведении праймериз в случае появления сведений о соответствующих нарушениях.
 

Понравилась статья? Поделитесь её в соцсетях:


Рейтинг: 0 Голосов: 0 3501 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Правила сайтаВозможности сайтаЛента активностиРеклама на сайтеНаши контакты

НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
На сайте представлены художественные и фантастические произведения на тему: "Восточный округ. Общественный контроль жителей за всем что происходит вокруг нас, в нашем районе, округе, городе. Районы Восточного Округа: Богородское, Вешняки, Восточное Измайлово, Восточный, Гольяново, Ивановское, Измайлово, Косино-Ухтомский, Метрогородок, Новогиреево, Новокосино, Перово, Преображенское, Северное Измайлово, Соколиная гора, Сокольники. Оценочные суждения и фантазии."
Все события и персонажи вымышленны, любое сходство с реальными людьми и событиями является случайным.

Яндекс.Метрика

ВАО.РФ © 2024 Владимир Лосев