По данным всемирной организации здравоохранения использование детских удерживающих устройств (далее ДУУ) в транспортных средствах позволяет снизить смертность среди младенцев на 71%, а среди детей более старшего возраста — на 54%. Размещение ДУУ по направлению движения транспортного средства снижает риск получения травм на 76%, а тяжких травм — на 92%. Устройство, установленное против направления движения, снижает травматизм на 34 и 60% соответственно. Результаты анализа законодательства других стран свидетельствуют о том, что применение таких устройств является обязательным для детей до 12-летнего возраста во всех странах с высоким уровнем автомобилизации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 767 раздел 22 Правил дорожного движения был дополнен пунктом 22.9 в следующей редакции:
«22.9 Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств.
Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2006 г. № 109 установлено, что данный пункт в части перевозки детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, с использованием ДУУ, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, за исключением перевозки детей указанного возраста на переднем сиденье легкового автомобиля, не применяется до 1 января 2007 года.
Таким образом, с 1 января 2007 г. пункт 22.9 Правил дорожного движения Российской Федерации будет применяться в полном объеме.
За невыполнения этого требования виновные будут привлекаться к ответственности по части 1 статьи 12.23 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере 1 МРОТ (в настоящее время — 500 рублей).
Принципиальная необходимость фиксации ребенка в автомобиле в специальном удерживающем устройстве или штатным ремнем безопасности, а не на руках взрослого пассажира (родителя), обусловлена тем, что при резком торможении со скорости в 50 км/ч вес ребенка возрастает примерно в 30 раз. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной. Так, если вес ребенка 10 кг, то при аварии в момент удара он будет весить уже около 300 кг, и удержать его от резкого удара о переднее кресло или ветровое стекло практически невозможно, кроме того, взрослый, держащий ребенка на руках в этом случае способен раздавить ребенка своим весом.
В соответствии с пунктом 22.9 Правил дорожного движения перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства, т.е. таким образом, чтобы в случае резкого торможения, столкновения или опрокидывания автомобиля была исключена или уменьшена опасность ранения ребенка путем ограничения подвижности его тела. Ограничение подвижности ребенка осуществляется посредством применения специального детского удерживающего устройства (детская люлька, специальное кресло, дополнительное сиденье), а также штатного ремня безопасности.
Под иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка с помощью штатных ремней безопасности, упомянутыми в п. 22.9 ПДД, понимаются специальная подушка для сидения, дополнительное сиденье, приспособление для направления специальным образом ремня безопасности и т.п., позволяющие использовать для фиксации ребенка в транспортном средстве штатные ремни безопасности. При этом диагональная ветвь ремня должна проходить через плечо и грудную клетку ребенка и не соскальзывать на шею.
Требования пункта 22.9 ПДД распространяются исключительно на владельцев транспортных средств, оборудованных ремнями безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией конкретного транспортного средства. Для сведения необходимо отметить, что многие отечественные автомобили, выпускавшиеся в ХХ веке, не оснащались не только задними, но и передними ремнями безопасности.
Требования к ДУУ для перевозки детей в легковых автомобилях установлены ЕЭК ООН № 44 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей, находящихся в автотранспортных средствах (детские удерживающие устройства)».
В Европе упомянутые Правилами ЕЭК ООН № 44 действуют с 1 февраля 1981 года.
Российская Федерация присоединилась к указанным правилам 11 мая 2002 года.
Национальный стандарт ГОСТ Р 41.44-2005 (Правила ЕЭК ООН № 44) «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах» утвержден приказом Ростехрегулирования № 318 от 20.12.2005 года с датой введения в действие с 1 января 2007 года.
Стандарт классифицирует удерживающие устройства для детей и устанавливает требования к ним в зависимости от конструкции устройств и веса ребенка.
В соответствии с нормами Федерального закона «О техническом регулировании» данный стандарт носит добровольный характер.
Требования к автотранспортным средствам, получающим Одобрение типа транспортного средства и допускаемым на этом основании к эксплуатации в Российской Федерации, установлены в «Правилах по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 года № 19.
В этих «правилах» отсутствует упоминание о Правилах ЕЭК ООН № 44 как нормативном документе, соответствие которому обязательно для сертифицируемого транспортного средства, поскольку к моменту утверждения «Правил» Российская Федерация еще не присоединилась к Правилам ЕЭК ООН № 44.
Детские удерживающие устройства не входят в «Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация», утвержденную постановлением Госстандарта России от 30 июля 2002 года № 64 (с изменениями и дополнениями).
Техническая служба (испытательная лаборатория) по сертификации по Правилам ЕЭК ООН № 44 в России отсутствует. Однако в настоящее время Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) подана заявка на аккредитацию в области проведения испытаний на соответствие ДУУ Правилам ЕЭК ООН № 44. Более того, в 2006 г. в НИЦИАМТ смонтирован стенд для проведения лишь динамических испытаний, а манекены для испытания детских удерживающих устройств отсутствуют. Сегодня испытания на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН № 44 не проводятся из-за отсутствия испытательной базы, а, следовательно, сертификаты соответствия не выдаются.
Правила применения специальных детских удерживающих устройств и иных средств, обеспечивающих безопасность при перевозке детей
По результатам исследований именно пренебрежение водителем рекомендаций, касающихся применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств является одной из причин высокого травматизма и смертности среди детей. Так как ремни безопасности могут снизить вероятность гибели и получения травм на 40–60%. Наличие детских удерживающих устройств уменьшает смертность в результате ДТП грудных детей на 71%, детей старше 2 лет — на 54%.
Согласно пункта 22.9 Правил дорожного движения: «…Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств».
Беби-сиденье является надежным и удобным защитным средством для детей в возрасте до 9 месяцев. Беби-сиденье мало ребенку, если его голова выступает за пределы сиденья. Ребенок удерживается на месте ремнем, который прикреплен к сиденью. Сиденье крепится автомобильным ремнем безопасности. Переднее сиденье должно находиться как можно дальше от ребенка.
Детское кресло начинают использовать в возрасте от 1 года. В передней части автомобиля детское кресло устанавливается спинкой к панели управления (не к стеклу!). В задней части автомобиля кресло крепится к спинке переднего сиденья (если его конструкция приспособлена для этого), либо к спинке заднего сиденья. В этом случае ребенок пристегивается специальным ремнем, который протягивается через бедра ребенка. Детское кресло мало ребенку, если его голова выступает за пределы спинки кресла или когда превышаются весовые ограничения.
Никогда не помещайте ребенка на сиденье, снабженное подушкой безопасности, так как оно не может противостоять толчку, который происходит при раскрытии подушки. Вообще лицам, рост которых менее 140 см., нельзя находиться на сиденье, снабженном подушкой безопасности.
Для детей 9–12 лет рекомендуется применять сиденье-подушку, которое приподнимает тело ребенка таким образом, чтобы ремень безопасности правильно и надежно сидел, защищая его — через грудную клетку и вниз через бедра (не через шею и живот). Чем ближе к телу сидит ремень, тем лучше защита.
Требования пункта 22.9 ПДД распространяется исключительно на владельцев транспортных средств, оборудованных ремнями безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией конкретного транспортного средства.
Принципиальная необходимость фиксации ребенка в автомобиле в специальном детском удерживающем устройстве, а не на руках взрослого пассажира (родителя), обусловлена тем, что при резком торможении (ударе) со скоростью в 50 км/час вес ребенка возрастает примерно в 30 раз и удержать его от резкого удара о переднее кресло или о ветровое стекло практически невозможно. Кроме того, взрослый, держащий ребенка на руках, в этом случае способен раздавить ребенка своим весом. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной.
Необходимо всегда помнить, что ребенку необходима более высокая степень защиты, чем взрослому. Главная задача водителя и родителей не «засунуть» детей в кресло, а максимально обеспечить их безопасность.
Похожие статьи по теме:
Семья и Дети → В России каждый год пропадает 20-35 тыс.детей, из них 2-3 тыс. исчезают безвозвратноСемья и Дети → Программа подготовки к школеСемья и Дети → В аквапарке "Карибия" едва не утонул ребенокСемья и Дети → Внимание! Спаси ребенка!Семья и Дети → Развитие ребенка в АйкидоПонравилась статья? Поделитесь её в соцсетях: