Недавно в ходе массовой проверки столичных управляющих компаний выявлены многочисленные нарушения. Был составлен рейтинг государственных управляющих компаний, которые эксплуатируют около 60 процентов жилищного фонда Москвы. Определены лучшие и худшие ДЕЗы. Руководителей 18 худших ДЕЗов мэр Москвы Сергей Собянин освободил от занимаемой должности. Но, понятно, лишь увольнениями проблему не решить.
Помню – было где-то в середине 90-х – на одном совещании вовсю расхваливалось это нововведение – дирекции. Один из ведущих специалистов Института экономики города (он и предложил их) высказывал неопровержимые аргументы: «Ненормально, когда одна и та же организация заказывает работы и сама же их выполняет. Представляете, какая бесконтрольность, какая коррупция… Нет, нужен заказчик и исполнитель – дирекции и ремонтные организации».
Знал ли этот специалист, какой беспредел принесут сами эти дирекции? Посредническая структура, передаточное звено между домами и реальными исполнителями работ, они стали безраздельными хозяевами на рынке жилищно-коммунальных услуг, «рисовали» в договорах суммы, какие им вздумается, а потом требовали их с обитателей домов. Например, выставляли счета не только за невыполненные работы, но даже такие,которые в принципе не могут быть сделаны: каменная кладка (и это в панельном доме!), укрепление водосточных труб (которых давно уже нет, везде– внутренние водостоки) и все такое.
После введения в действие ЖК РФ в 2005 году были допущены на рынок ЖКХ частные компании. Какой же яростный отпор они встретили со стороны бывших хозяев ЖКХ! Те не освобождали помещения, скрывали информацию. Тем не менее, частные компании обслуживают сейчас уже 40% жилого фонда Москвы. Однако около двух третей домов все еще находятся в введении дирекций, стиль работы которых нисколько не улучшился. С ними-то что делать? Эксперты называют разные пути. Преобразовать в частные, но так, чтобы акции могли выкупить жители многоквартирных домов. Усилить контроль за их работой. И только не ставился один вопрос: а нужны ли дирекции вообще? Не лучше ли вовсе отказаться от этой промежуточной инстанции и вернуться к жилищно-эксплуатационным конторам? Организациям, которые и принимают заказы, и выполняют их? Рубль – лучший контролер. Не сделают, сделают плохо – откажутся от их услуг, перейдут к их конкурентам.
Конкуренции – вот, чего не хватает нашему жилищно-коммунальному обслуживанию. Монополисты-дирекции начисто отбили к ней вкус. Но не пора ли попросить с рынка самих монополистов? Это и будет самый решительный шаг в многострадальной реформе ЖКХ.