Top

К вопросу о правовом статусе красных линий

23 марта 2013 - Админ
article418.jpg

В статье рассмотрена составная часть проекта планировки территории (разновидность градостроительной документации) - чертеж проекта планировки, на котором отображаются красные линии. Неправильное отображение красных линий может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов правообладателей земельных участков, объектов капитального строительства, расположенных на них. Автором рассмотрена судебная практика по указанной проблеме. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

 
Современное функционирование поселений, городских округов характеризуется их интенсивным развитием, что приводит к разрастанию территорий муниципальных образований. Данный процесс в отсутствие должной регламентации может привести к неблагоприятным последствиям - нарушению прав правообладателей земельных участков, прав публично-территориальных образований (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), нарушению социального и психологического комфорта населения1 , ущербу компонентам природной среды 2 и т.п.

Предотвращение таких последствий возможно за счет качественной планировочной организации территории, закрепления планировочной структуры, планировки территории. Данные действия осуществляются посредством подготовки проекта планировки территории муниципального образования, утверждаемого главой местной администрации муниципального образования. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ проект планировки территории включает в себя чертежи, на которых отображаются красные линии, неправильное отображение которых может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, расположенных на них. Указанная проблема возникает в силу неправильного понимания правового статуса красных линий.

В целях обеспечения устойчивого развития территории при подготовке проектов планировки территории органы местного самоуправления, разработчики градостроительной документации нередко выступают с предложением об осуществлении градостроительных преобразований соответствующей территории (например, путем расширения дорог) и как следствие - изменении земельных участков. Это приводит к следующей ситуации: прохождение красных линий по территории уже сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, принадлежащих гражданам или юридическим лицам на определенном вещном праве (собственность, аренда и т.п.). Создание подобной ситуации, на наш взгляд, недопустимо.

В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В свою очередь, к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) 3.

Основываясь на приведенных выше нормах ГрК РФ, можно сделать вывод, что объект недвижимости не должен выходить за пределы красных линий и соответственно не должен пересекать их. В противном случае он окажется на территории общего пользования, а в силу ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования не подлежат приватизации. Вследствие этого собственник здания, строения, сооружения не вправе будет приватизировать земельный участок, на котором расположено такое здание, строение или сооружение.

Данная позиция находит свое подтверждение в ряде судебных решений Высшего Арбитражного Суда РФ 4. Анализ указанных судебных решений позволяет утверждать, что позиция арбитражных судов сводится к тому, что нахождение земельного участка или его части в границах красных линий, утвержденных в составе проекта планировки, является препятствием для приобретения земельного участка в собственность. В то же время такие земельные участки могут предоставляться гражданам в аренду, а земельные участки, ранее предоставленные в аренду для строительства объектов недвижимости, и далее остаются у арендаторов на законном праве и не требуют сноса возведенных объектов капитального строительства. 

Таким образом, в проекте планировки территории "прохождение" красных линий по границам земельных участков влечет ограничение прав правообладателей земельных участков и (или) правообладателей объектов капитального строительства.
Между тем следует отметить позицию судов общей юрисдикции по данной проблеме. Так, Верховный Суд Российской Федерации отмечает, что ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которой граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, а также п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" 5 не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., т.е. отнесения его к земельным участкам общего пользования 6

Что касается ссылок судов на ч. 12 ст. 85 ЗК РФ в обоснование отказа в приватизации спорных земельных участков, то Верховный Суд Российской Федерации указывает, что такое толкование данной правовой нормы является неправильным. Данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования, уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования (существующие территории общего пользования) 7

На наш взгляд, указанный вывод является ошибочным, так как "не вписывается" в правовой статус красных линий, определенный в законодательстве. Градостроительный кодекс РФ не осуществляет деление красных линий на красные линии, обозначающие существующие границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты, и красные линии, обозначающие планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов. На чертеже проекта планировки существующие и планируемые территории общего пользования отображаются одинаково - красными линиями. Отсутствует возможность провести дифференциацию существующих и планируемых территорий общего пользования, определенных красными линиями, в чертеже проекта планировки.

В сложившейся ситуации возникает необходимость внесения изменений в нормы ГрК РФ в части уточнения правового статуса красных линий. Необходимо предусмотреть дифференциацию красных линий на планируемые и существующие. В чертеже проекта планировки необходимо будет отображать существующие красные линии, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, утверждаемые проектом планировки территории. Они будут иметь юридическое значение и должны соответствовать ч. 12 ст. 85 ЗК РФ - земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.

В графической части материалов по обоснованию проекта планировки планируемые красные линии - линии, которые обозначают планируемые (вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых планируется размещение линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других подобных сооружений. Иными словами, в материалах по обоснованию проектов планировки закрепляется намерение органов власти изменить границы в том числе территорий общего пользования. Но юридически значимых последствий планируемые красные линии не несут.

Представляется, что уточнение правового статуса красных линий существенно сократит количество проблем, возникающих на практике при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований градостроительного проектирования и управления развитием территорий поселений и городских округов. Закрепление в законодательстве категории "планируемые красные линии" в составе документации по планировке территории позволит органам местного самоуправления на законных основаниях планировать осуществление градостроительных преобразований территории того или иного муниципального образования, не создавая дополнительных ограничений или запретов для правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. 


1 Овчинникова Н.П. Новое в застройке города // Жилищное строительство. 2004. N 4. С. 9.
2 Богданов Ю.Ф. Вечные проблемы городов // Жилищное строительство. 2000. N 4. С. 27.
3 Пункт 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изм. от 20.03.2011) // Российская газета. 2004. 30 декабря; 2011. 25 марта.
4 Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 мая 2010 г. N ВАС-5414/10 по делу N А51-9373/2009; Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2009 г. N ВАС-9018/09 по делу N А49-4841/2008-155а/19; Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июня 2009 г. N ВАС-6637/09 по делу N А56-2196/2008.
5 В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
6 Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 11-В09-19 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 7.
7 Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 11-В09-19 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 7.


Трубкин Николай Владимирович, начальник юридического отдела ООО "Терпланпроект", аспирант кафедры государственного и муниципального права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.  
 
 


Похожие статьи по теме:

  • Открытые обращенияОткрытое обращение к Путину о грубых нарушениях прав москвичей на придомовые земельные участки
  • Земельные участкиВперед! В новый феодализм?! Поджечь барскую усадьбу ?
  • Земельные участкиЖителям Москвы продадут их собственную землю, 119 участков под парковки в ЦАО мечтают впарить жителям
  • Земельные участкиПридомовые земельные участки: по минимуму и по максимуму
  • Земельные участкиМосква теряет миллионы долларов из-за чиновников Департамента земельных ресурсов


  • Понравилась статья? Поделитесь её в соцсетях:


    Рейтинг: 0 Голосов: 0 15182 просмотра
    Комментарии (0)

    Нет комментариев. Ваш будет первым!

    Правила сайтаВозможности сайтаЛента активностиРеклама на сайтеНаши контакты

    НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
    На сайте представлены художественные и фантастические произведения на тему: "Восточный округ. Общественный контроль жителей за всем что происходит вокруг нас, в нашем районе, округе, городе. Районы Восточного Округа: Богородское, Вешняки, Восточное Измайлово, Восточный, Гольяново, Ивановское, Измайлово, Косино-Ухтомский, Метрогородок, Новогиреево, Новокосино, Перово, Преображенское, Северное Измайлово, Соколиная гора, Сокольники. Оценочные суждения и фантазии."
    Все события и персонажи вымышленны, любое сходство с реальными людьми и событиями является случайным.

    Яндекс.Метрика

    ВАО.РФ © 2024 Владимир Лосев