Андрей Чибис: Добрый вечер, уважаемые радиослушатели! В эфире программа "Коммуналка". Поговорим об очень важном и насущном вопросе, о наших правах на землю, которая находится под нашими многоквартирными домами. У нас в гостях Владимир Ефимов, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента городского имущества города Москвы. Добрый вечер!
Владимир Ефимов: Добрый вечер!
А.Ч.: Владимир, скажите, пожалуйста. Вот очень важный вопрос. Когда мы выходим из наших домов и у нас там либо грязно, либо мы хотим газоны посадить, либо снег не убран, постоянно возникают вопросы. А вот эта земля она вообще чья? Кто за неё отвечает? Кто должен убирать снег? Кто должен убирать двор? И, самое главное, кто должен, если хочется, сажать цветочки. Это первая часть вопроса. Теперь вторая часть вопроса. Периодически в наших дворах возникают новые стройки. Да, люди выходят на демонстрации, митинги и так далее. Как регулируется сегодня эта опция? Кто распоряжается землёй около наших многоквартирных домов? Как это правильно должно быть?
В.Е.: Если говорить, как правильно, и как должно быть, то, безусловно, эта территория является придомовой территорией. В соответствии с законодательством она принадлежит собственникам помещения в многоквартирном доме, то есть жильцам. Если говорить о текущей ситуации по практике, то мы видим, что количество домов, которые оформили землю под своими зданиями минимально в городе. В настоящий момент уборкой и содержанием этой территории занимаются управы города. Они же занимаются озеленением, они же занимаются определением того, что и где должно быть: где парковочные места, где газон, а где площадки детские. Почему так складывается? Наверное, здесь есть некоторая предыстория вопроса. Дело в том, что для того, чтобы оформить земельный участок под домом, необходимо иметь проект межевания застроенной территории, застроенного квартала. К сожалению, у нас в городе пока они не везде есть, но мы активно движемся в том, чтобы эту проблему решить. В настоящий момент уже более половины города отмежёвана. Оставшуюся часть мы планируем отмежевать до конца текущего года.
Эта территория является придомовой территорией. В соответствии с законодательством она принадлежит собственникам помещения в многоквартирном доме
А.Ч.: То есть межевание – это как раз разметка на карте этих земельных участков за каждым домом.
В.Е.: Это определение границ земельного участка, который положен и необходим для эксплуатации соответствующего здания. Это как многоквартирный дом, так и нежилое здание в случае, если они расположены по соседству. Что это даёт? В первую очередь это даёт защиту от возможной уплотнительной застройки. Потому что когда определён хозяин земельного участка, никто другой его уже использовать не может. Соответственно, никаких других зданий, строений и сооружений вблизи дома уже появиться не может. Если говорить про обязанности, то, безусловно, собственник несёт бремя содержания своего имущество. Но если мы говорим про город наш, то в городе принято принципиальное решение о том, что все те, кто оформляет земельные участки в собственность, получают от города содержание этого земельного участка, его уборку зимой и его благоустройство в виде подарка.
А.Ч.: Насколько я помню, оформить квартиру в Москве было практически невозможно. Мы смотрели аналитику. Получалось, что жители писали в мэрию, давайте оформим земельный участок, на что получали всегда массу отказов. Ситуация изменилась? Что вдруг стало такого, что Правительство Москвы занялось межеванием земельных участков?
В.Е.: Если говорить про позицию города и позицию правительства города, то мы всячески приветствуем такие обращения граждан и делаем всё, что от нас зависит для того, чтобы земельные участки были сформированы и оформлены. Как я сказал, мы завершим в этом году межевание всех застроенных кварталов на территории города. Эту информацию в течение ближайших недель, максимум, двух уже об отмежёванных территориях мы разместим на нашем сайте. Каждый житель, введя свой адрес, сможет увидеть, есть проект межевания или его нет, и там, где он есть, увидеть те границы земельного участка, которые положены в соответствии с действующими нормативами для эксплуатации соответствующего дома. В этих границах участок может быть сформирован. Скажу ещё об одной опции, которую мы предлагаем. Если по каким-то причинам жители считают, что участок очень большой, то мы даём возможность решить общим собранием, что этот участок должен быть меньше, начиная от подошвы, тротуара, прилегающего непосредственно к дому, заканчивая теми границами, которые установлены проектом межевания. В этой ситуации мы просим от жителей решения общего собрания, потому что это определение судьбы общего имущества, а это компетенция исключительно общего собрания.
А.Ч.: А если собственники считают, что участок слишком маленький?
В.Е.: В этой ситуации ответ следующий: мы, безусловно, можем корректировать утверждённые проекты межевания в тех случаях, если есть территория прилегающая, которая может быть использована. Соответственно, участок сформирован не по максимально возможному нормативу. Норматив – это некая вилка. Мы сейчас, устанавливая границы в проекте межевания, исходим из следующих критериев: в ряде случаев, где у нас плотная застройка, мы стараемся максимизировать земельный участок, но с учётом существующих ограничений в виде соседних участков смежных зданий. Там, где земли достаточно, мы берём максимально возможные границы земельного участка. Там, где их не хватает, бывают такие случаи – в первую очередь это ЦАО, где даже по минимально возможному нормативу отвести земельный участок сейчас не представляется возможным – мы пропорционально уменьшаем земельные участки для всех зданий, чтобы не было обиженных: одному - поменьше, другому - побольше. Важно также отметить, что все проекты межевания проходят процедуру публичных слушаний, которые проводят управы районов. Наши представители, представители департамента, представители организации, которая готовит проект межевания, в этих публичных слушаниях непосредственно участвуют. В случае поступления замечаний от жителей мы их, если позволяет действующее законодательство, учитываем.
Все проекты межевания проходят процедуру публичных слушаний, которые проводят управы районов
А.Ч.: А информацию о том, что проходят публичные слушания по территории, где находится мой дом, где могу узнать? Как оповещаются жители, что такой процесс идёт?
В.Е.: Информационным оповещение занимается префектура. Эта информация есть на сайте префектуры, эта информация есть в местных газетах, которые распространяются на территории административных округов. Я думаю, что это информацию можно найти и у здания префектуры.
А.Ч.: То есть, как минимум, любой собственник должен иметь возможность зайти на сайт префектуры и увидеть, не проводятся ли сегодня случайно общественные слушания по земле, в том числе, где находится его дом.
В.Е.: Думаю, да.
А.Ч.: Вы говорили про нормативы: минимально возможные и максимально возможные. С точки зрения понимания простому жителю, это примерно сколько? О какой минимальной возможности закрепить земельный участок мы говорим?
В.Е.: Это индивидуально для каждого дома. Это зависит от его этажности, количества квартир, расчётного количества проживающих, от наличия или отсутствия подземного паркинга. Потому что территория рассчитывается, исходя из целого набора коэффициентов, которые определяют текущее состояние здания. Безусловно, это территория не плюс 3-4 метра, она существенно больше.
А.Ч.: Эти нормативы я где могу увидеть?
В.Е.: Это нормативы, которые утверждает у нас Москомархитектура. Они, во-первых, доступны в правовых системах. Думаю, что они есть на сайте Москомархитектуры. Если есть потребность, то мы готовы разместить их на своём сайте.
А.Ч.: Думаю, что это было бы здорово. Боюсь, что после нашего с вами сегодняшнего эфира огромное количество людей пойдут интересоваться оформлением земли и пойдут интересоваться на ваш сайт. Конечно, полезно это разместить. Это официальная информация, публичная?
В.Е.: Ничего в ней секретного нет. Более того, проект межевания, который выставляется на публичные слушания, в том числе содержит информацию и о нормативных размерах земельного участка. Поэтому можно всегда поинтересоваться, какие расчёты использовались, какие коэффициенты учитывались, какие входные данные были для расчёта этой площади.
А.Ч.: То есть вот сегодня мы зашли на сайт. Мы через две недели сможем зайти к вам на сайт Департамента городского имущества и увидеть там, введя свой адрес, (будет там специальный баннер) отмежёван земельный участок перед нашим домом или не отмежёван. Если он отмежёван, если эта работа выполнена, то какие наши действия? Какие документы мы как собственники и куда должны представить, чтобы закрепить на праве собственности, а, в народе, приватизировать этот земельный участок под нашим домом?
В.Е.: Процедура состоит из нескольких этапов приватизации земельного участка. Первое, что надо сделать, это обратиться в наш департамент, в службу одного окна и подать заявку на формирование земельного участка под многоквартирным домом. Сделать это может любой собственник, любого помещения в многокватирном доме. Никаких доверенностей или специальных решений общего собрания не требуется. Это позиция Верховного суда, который чётко обозначил возможности обращения в органы власти любого из собственников. Дальше мы выдаём схему в соответствии с проектом межевания, в которой определяем границы земельного участка. После этого собственники должны заказать за свой счёт постановку земельного участка на кадастровый учёт и уже после этого обращаться в Росреестр за регистрацией общедолевой собственности на земельный участок. При этом Росреестр уже просит решения общего собрания, в котором отображается уже распределение долей в этом земельном участке пропорционально помещениям в помещениям в соответствующем здании. Сам Росреестр такой информацией не обладает. Доля рассчитывается следующим образом: площадь квартиры или не жилого помещения делится на общую полезную площадь в соответствующем квартирном доме. Это и есть доля, которая приходится на одну квартиру, одно помещение.
Доля рассчитывается следующим образом: площадь квартиры или не жилого помещения делится на общую полезную площадь в соответствующем квартирном доме
А.Ч.: А вот эти центры единого, окна где расположены?
В.Е.: Есть информация на нашем сайте. В каждом административном округе есть соответствующая служба одного окна. При этом можно обратиться в любую, в независимости от того, где находится ваш дом. Обращайтесь в ту, в которую вам удобно. Обработка заявок у нас идёт по экстерриториальному признаку.
А.Ч.: Вы говорите, прямо как бальзам на душу. Светлое будущее наступило сегодня.
В.Е.: Более того, я вам хочу сказать, что эту заявку нужно подать через портал гос. услуг города Москвы в электронном виде и вообще не ходить в Департамент. Всю информацию, которую необходимо заявитель получит в электронном виде, подписанной электронной цифровой подписью, и может её использовать для постановки участка на кадастровый учёт.
А.Ч.: А чтобы подать мне не нужно никакой электронно-цифровой подписи?
В.Е.: Нет необходимости. Для гражданина достаточно регистрации на портале госуслуг, которая делается достаточно просто.
А.Ч.: Чудеса какие-то. Скажите, а сколько по срокам занимает весь процесс ориентировочно с того момента как я как собственник через интернет-портал госуслуг написал заявление? То есть вы сами проверяете, есть у меня право собственности, нет у меня права собственности?
В.Е.: Безусловно.
А.Ч.: Сколько плюс-минус?
В.Е.: Услуга, которую оказывает наш департамент, занимает 15 дней. Это утверждение схемы расположения земельного участка, то есть утверждение границ этого земельного участка. После этого заказ услуги у коммерческой организации и для постановки земельного участка на кадастровый учет. То есть работа кадастрового инженера, это порядка двух недель — месяца. Плюс постановка на кадастровый учет. Это уже кадастровая палата, это не наш департамент. Она занимает 30 рабочих дней. После получения кадастрового паспорта и обращения в Росреестр, регистрация занимает еще около месяца.
А.Ч.: Вот эта услуга коммерческая, которая связана с постановкой на кадастровый учет, о каких цифрах идет речь?
В.Е.: Зависит от конфигурации земельного участка. Но в среднем, такой среднестатистический земельный участок поставить на кадастровый учет стоит от 50 до 100 тысяч рублей. Это приемлемые деньги, да.
А.Ч.: Хорошо.
В.Е.: Значит, более того мы готовы в отношении тех земельных участков, которые расположены под многоквартирными домами, где есть городская собственность, делать это за счет бюджета. В случае, если по результатам рассмотрения заявки, мы проверяем и видим, что в этом доме есть городская собственность, нежилые помещения, либо даже квартиры, то соответствующие кадастровые работы мы выполнять будем за счет бюджета.
А.Ч.: Здорово. А вот скажите, вы назвали цифры, что примерно половина сейчас уже земельных участков отмежевано. А сколько сейчас земельных участков под домами оформлено в собственность?
В.Е.: Если говорить про количество оформленных земельных участков, то, к сожалению, ничтожно мало оно. Это около 60 земельных участков на сегодняшний момент. Это количество растет, но к сожалению очень медленно. При этом сформированных земельных участков многоквартирными домами чуть более 500. Здесь дальше требуется регистрация этого права, и соответственно оформление права общедолевой собственности. При этом важно отметить следующую вещь, что если, например, раньше был сформирован земельный участок площадью меньше, чем положено проектом межевания, такие случаи у нас в городе есть. Сейчас у нас появилась возможность принятия нового закона федерального эту площадь увеличить. То есть если граждане видят, что их участок, который они оформили ранее, меньше, чем то, что предусмотрено проектом межевания, которое, как я уже сказал, мы разместим на нашем сайте, то можно обратиться с заявкой. И мы сделаем увеличение этой площади. Увеличим эту площадь на ту, которая предусмотрена границами проекта межевания.
А.Ч.: Понятно. Я надеюсь, что после эфира количество заявителей, не боитесь ли вы этого, явно возрастет. Тем более, что процесс оказывается совсем не сложный. Хорошо. Оформили мы земельный участок. Получили право собственности. Что это нам дает? Правильно я понимаю, что возникают обязанности платить налоги? Или не возникают? Значит, убирать территорию теперь будем не мы, в смысле не муниципалитет, не управа, а мы с вами. Вот на ваш взгляд: плюсы и минусы?
В.Е.: Ну, если говорить про земельный, первый вопрос, который был, то, безусловно, обязанность уплаты земельного налога возникнет. Если говорить о суммах земельного налога, то эта сумма меньше, чем налог на квартиру, которую у нас сейчас граждане платят. Мы делали модельный расчет для статистической квартиры 60 квадратных метров, размер земельного налога, в зависимости от административного округа и от места расположения, колеблется от условно говоря, тысячи рублей до 10 тысяч рублей за квартиру. При этом мы понимаем, что когда мы говорим про 10 тысяч — это ЦАО, где, первое, земельный участок сам по себе дороже, чем на окраинах города. И сами по себе многоквартирные дома меньше по количеству квартир в силу того, что есть ограничение по высотности.
А.Ч.: Ну, тысячу рублей?
В.Е.: В год.
А.Ч.: В год, это очень важно.
В.Е.: Соответственно и обязанность по администрированию этого налога лежит на налоговой службе. То есть это будет приходить квитанция, которая сейчас приходит в качестве налога за квартиру.
А.Ч.: А сразу будет приходить квитанция как собственнику отдельно?
В.Е.: Каждому собственнику помещения, то есть каждому собственнику квартиры, будет приходить квитанция, где отдельно будет указан платеж за квартиру, и отдельно за земельный участок.
А.Ч.: То есть пропорционально это не будет под разными предлогами в виде налога и так далее зашиваться управляющими компаниями. То есть отдельная история. Налоговая инспекция пришлет вам квитанцию.
В.Е.: Да, безусловно.
А.Ч.: А плюсы?
В.Е.: Плюсы, как я уже говорил: первое — граждане защищают себя от возможной потенциально уплотнительной застройки. Потому что четко определена та территория, которая никем иным больше использована быть не может.
А.Ч.: То есть это уже будет не политическая воля мэра, что больше не делаем точечной застройки. А это будет легитимное право распоряжаться своим земельным участком.
В.Е.: Безусловно. Которое, соответственно, не может быть использована никем, без согласия собственников. Второе, граждане получают возможность сами определять, чего они хотят на своей территории. Где хотят газоны, где хотят клумбы, где хотят детские площадки, где хотят парковки. И что важно, делать это они могут в любой момент, когда посчитают сами нужным. Значит, как я уже сказал, город готов содержать эту территорию и далее. То есть город берет на себя обязательства, если по каким-то причинам собственники от этого откажутся. И что так же важно, появляется возможность там, где это необходимо, оградить соответствующий земельный участок. Важное ограничение, которое может возникнуть, это безусловно те территории, которые являются проездными. Там сквозные проезды. У нас в ряде случаев квартальная застройка построена по принципу, что через проезд возле одного дома идет дорога к другому, к следующему. В этой ситуации безусловно оградить свой отдельно взятый дом будет нельзя. Но можно будет, например, совместно со своими соседями, оградить территорию вместе. То есть использовать ее как общую территорию для, например, двух домов, трех домов. И в этой ситуации город готов идти навстречу, такие разрешения давать.
А.Ч.: А вы вот затронули хороший вопрос, потому что все чаще и чаще, особенно в Центральном административном округе появляются шлагбаумы въезда во двор. И понятно, что машины близ лежащих офисов и так далее, если раньше свободно на территорию заезжали, то теперь заехать не могут. Это вызывает справедливое раздражение. Шлагбаумы ломают. А вот эти шлагбаумы — это насколько законно? И чтобы люди этот шлагбаум поставили, что они должны сделать? И вообще позиция города по этому поводу какова?
В.Е.: Разрешение на установку шлагбаумов у нас выдает сейчас управа соответствующего района. Безусловно, если земельный участок уже оформлен, то соответственно собственник самостоятельно распоряжаясь им может установить ограждение, как я уже сказал, за исключением, когда поезд сквозной. В случае, если земельный участок не огорожен, мы с точки зрения города, позиции города, все равно разрешаем устанавливать эти шлагбаумы в тех случаях, когда у нас закрытые дворы. И мы понимаем , что делаем это потому, что город ужесточает правила парковки. И дабы не создавать проблем жителям близ лежащих домов, мы не запрещаем закрывать их въезды от машин приезжих. Важно, чтобы здесь было общее понимание у жителей соответствующего дома и у них не было внутренних конфликтов. То есть если все договорились о том, что стоит шлагбаум, внутренний проезд для всех желающих жителей этого дома обеспечен, то, как говорится, проблем со стороны города и получения соответствующих разрешений нет. И примеров таких в принципе очень много.
А.Ч.: То есть вот эти шлагбаумы, которые поставлены, это скорее всего все-таки законные шлагбаумы. И граждане вместе с городскими властями себя защищают.
В.Е.: Я правильнее бы сказал, санкционированные в большинстве случаев. Есть, конечно, случаи, когда у нас появляются шлагбаумы ни с кем не согласованные, и закрывают в том числе сквозные проезды. Но в общем и целом это вещи согласованные, которые идут с согласия местных администраций.
А.Ч.: А юридическая процедура получения разрешения? Вот я , как кто должен в управу обратиться, какие документы представить, если я хочу этот шлагбаум поставить? Или я сначала ставлю, а потом если придут из управ, то предоставляю документы?
В.Е.: Значит, в управу обращаются представители собственников, то есть любой житель может обратиться за соответствующим разрешением. Ситуации, когда у нас не оформлены соответствующие земельно-правовые отношения, управа может попросить провести общее собрание жителей, чтобы выяснить общую позицию, дабы не возникало конфликтов. Потому что есть территории, где все желающие собственники могут разместить свой транспорт личный. Есть территории, где всем желающим места не хватает. Это, как правило, у нас и возникают конфликтные ситуации, что не чужие заехать не могут, а и свои. В этой ситуации, безусловно, требуется согласие большинства.
А.Ч.: Большая тема, важная, болезненная особенно для нашей страны —история с заборами. Вы об этом упомянули. То есть правильно ли я вас услышал, что в случае, если мы с вами оформили земельный участок в собственность под многоквартирным домом, то мы имеем право инициировать процедуру и поставить, оградить этот дом, если через наш двор не проезжают люди в соседний двор?
В.Е.: Да.
А.Ч.: И по этому поводу тоже есть какие-то разрешения, или это мы можем поставить сами?
В.Е.: В настоящий момент процедура у нас не регламентирована, соответствующий акт в правительство у нас готовится.
А.Ч.: Акт в правительство Москвы?
В.Е.: Акт в правительство Москвы, безусловно, потому что это решение будет органов местного самоуправления: управ, префектур. Если говорить про то, почему мы это делаем? Почему мы готовим такой порядок? Мы ожидаем все-таки увеличение заявок на оформление земельных участков. И поэтому для нас важно это регламентировать, чтобы она была для всех понятной и прозрачной.
А.Ч.: То есть, но сегодня право мое никто не забирает. Ну, мое, как собственника, я имею право обратиться в управу, получить какое-то разрешение и ставить забор. А что происходит с теми, если забор поставили до какого-то или без какого-то разрешения?
В.Е.: В ряде случаев, если там такие заборы мешают проезду пожарной техники, скорой помощи либо мешают проезду собственников или жителей соседних домов, то такие заборы демонтируются. Таких примеров много.
А.Ч.: Демонтируются по решению суда?
В.Е.: Без решения суда. Если земельный участок не оформлен, от безусловно без решения суда.
А.Ч.: Спасибо. Ну, вот, все-таки, оформили. Мы начали с темы шлагбаумов и заборов. Значит, незаконно установленные заборы, или забор, который мешает собственникам, может быть снесен. А, вот, с точки зрения внешнего вида, мы можем… у нас же тоже, понимаете, в стране дай волю – так поставят 3-х метровый какой-нибудь забор вместо шлагбаума из бетона, в конце концов, и это будет портить облик города. По этому поводу требования существуют или нет? Потому что я знаю, что, если меняешь фасад, или стекла на фасадах, или рамы на фасадах в домах, то по этому поводу начинается какой-то контроль этих всех мероприятий. Или я могу в этом смысле на этом этапе пока пытаться не нарушить облик города, ставить заборы, если это никого или ничего не портит, тогда мне его и сносить не будут?
В.Е.: Как я уже сказал, в настоящий момент готовится регламентная процедура согласования установки таких ограждений, где, безусловно, будет регулирован вопрос и внешнего облика, потому что, наверное, врядли мы сами хотим, как жители этого города, чтобы наш город превратился в некое подобие садового товарищества с тем, что, кто во что горазд и кто вот такой забор поставил. Безусловно, этот вопрос требует урегулирования, но в силу того, что количество земельных участков под многоквартирными домами, которые жители оформили в собственность, пока маленькое, этот вопрос не был столь актуален. Поскольку мы планируем, что таких заявок будет больше, и процедуру эту, безусловно, сделаем понятной, прозрачной, так, чтобы каждый понимал, что можно и что нельзя, в каких случаях, куда обращаться, с какими документами, и какие решения ждать от органов власти.
А.Ч.: А вы планируете, что, все-таки, рано или поздно все земельные участки под домами, это тоже наша собственность, а не только квартира, будут оформлены за этими собственниками.
В.Е.: Мы хотели бы этого.
А.Ч.: Вы хотели бы этого. А, вот, вопрос, значит, который затронут, такой важный, это про точную застройку, потому что мы все там, многие из наших знакомых переживали вот эти скандалы со строительством. А сейчас, когда земельные участки под нашими домами, в том числе и соседними домами, нашим домом будут оформлены, то, получается, без нашего согласия ничего построить никто не может. А мы-то сами, оформив земельный участок, как его сможем использовать?
В.Е.: Дело в том, что, как я с самого начала говорил, земельный участок формируется в тех границах, которые необходимы для эксплуатации уже существующего объекта недвижимости. То есть это подразумевает отсутствие возможности размещения каких-то иных капитальных строений на этой территории. Есть практика у нас, в ряде случаев, когда на придомовых территориях собственники, как правило, это ТСЖ, изъявляли желание и начинали реализовывать проекты подземных гаражей.
А.Ч.: Даже так?
В.Е.: Такие случаи есть единичные. И это возможно. Понятно, что в этой ситуации подразумевается эксплуатируемая, условно говоря, крыша этого гаража, где, по сути дела, площадь строительства подземного паркинга, сверху делается тот же самый газон, та же самая детская площадка, точно такое же благоустройство, это не мешает никому. Ежели мы подразумеваем появление каких-то дополнительных наземных объектов, то это будет недопустимо с точки зрения в первую очередь градостроительной, потому что земля сформирована, она уже рассчитана, исходя из тех нормативов, которые есть, и на ней возможно размещение именно того дома, который уже стоит. Поэтому здесь говорить о том, что кто-то может построить там какой-то магазин, об этом речь не идет.
А.Ч.: А, вот, возвращаясь к вопросу нормативов и тех земельных участков, которые закреплены. Вот, есть дом, там есть сегодня детская площадка. Когда земельный участок будет межеваться и определяться его границы для этого дома, детская площадка попадает или нет? И плюс возникают споры. Есть же у нас очень часто ситуации, дома старые и дома новые, в результате, так называемой, точной застройки, детская площадка по факту для нового дома строилась. А вот в процессе оформления земельных участков чья будет детская площадка?
В.Е.: Это зависит индивидуально от ее расположения. Значит, если она расположена в непосредственной близости к какому-то из домов, то мы относим ее к территории этого дома, значит, если она находится на равном удалении от домов, то мы стараемся оставлять детские площадки в общедолевой, общедоступной территории, чтобы все жители всех прилегающих домов могли ей пользоваться. Значит, если, как я сказал, первый вариант, и площадка отходит к одному из многоквартирных домов, то, безусловно, в отношении других многоквартирных домов предусматривается территория, где такую площадку можно было бы разместить. И со своей стороны, если у нас будут ситуации по формированию участков или по возможному ограничению доступа на эти площадки, мы, безусловно, будем рассматривать вопрос по созданию новых площадок.
А.Ч.: То есть, если площадка детская спорная и равноудалена, не ограждена дорогами и т.д., или ограждена дорогами, и явно не принадлежит какому-то дому, то это останется детской…
В.Е.: Общедоступной.
А.Ч.: … общедоступной, по сути, городской землей.
В.Е.: Да.
А.Ч.: Значит, если эта детская площадка непосредственно в близости, сдавалась или строилась вместе с самим домом, как бы часть одного проекта, то эта детская площадка все-таки принадлежит этому дому?
В.Е.: Да. Безусловно, там, если есть спорные вопросы по использованию прилегающих территорий, то этот как раз предмет публичных слушаний. И мнение жителей в этой ситуации учитывается. Бывают случаи, когда жители говорят, что оставьте площадку общедоступной. Были случаи, когда наоборот жители говорят, отдайте одним, а это оставьте нам кусочек земли, мы сами там организуем детскую площадку. Есть случаи, когда у нас ТСЖ в многоквартирных домах, и люди все самостоятельно себе организовывают, и, безусловно, они мотивированы на то, чтобы эта территория была их.
А.Ч.: А вот эти споры, если даже публичные слушания прошли, так получилось, у нас же это часто бывает, о них знают только те, кто их организовывает, к сожалению, по крайней мере, практика такова. Вот, прошли слушания, после нашего эфира с вами человек залезет на сайт и обнаружит, что проект межевания готов, и та детская площадка, которая строилась вместе с его домом, оплачивая, покупая квартиру, по факту платил в том числе и за эту площадку, а оказалось - принадлежит другому дому. То есть в разделе земельного участка это не попало. С этой проблемой, с этим заявлением, с этим спором куда обращаться, к кому, кто будет разрешать спор?
В.Е.: Во-первых, если мы говорим про проект межевания, то корректировать может их наш департамент. Если говорить про ситуацию озвучено, то это, я бы сказал, невозможно, потому что, если дом строился, и площадка находится на придомовой территории, то, безусловно, она к этому дому и отойдет. В нашей практике таких случаев просто не было.
А.Ч.: То есть по всем спорным вопросам мы по факту видим, что сегодня у нас, нам не нравится по каким-то причинам межевание земельного участка, то с этим вопросом нужно обращаться в департамент, т.е. в те единые окна, информацию о которых мы найдем на сайте.
В.Е.: Единые окна – это оказание уже госуслуги, а, соответственно, по причине достаточно обычного обращения по площади в адрес департамента.
А.Ч.: В адрес департамента. А если за земельным участком за нашим не было детской площадки, на нашем земельном участке, и проект межевания, то можно ли сделать так, если есть наличие свободных территорий, что межевание или, когда будет участок готовиться, место под детскую площадку было бы предусмотрено. Как эта процедура должна быть организована, оформлена?
В.Е.: Просто рассчитывается площадь, необходимая для эксплуатации, она, в том числе, учитывает необходимость наличия территории для детских площадок. Вот поэтому, в случае, если в территорию детская площадка не попала, и нет, соответственно, на прилегающей территории площадки в общем доступе, то, безусловно, в территории, которая отводится для дома, планируется размещение и предусматривается место для создания соответствующей детской площадки.
А.Ч.: То есть, если это не центральный округ, где действительно места практически нет, так, объективно, то в принципе, по нормативам, готовя земельный участок, как правило, должно или готовится с учетом необходимости места для игры детей.
В.Е.: Безусловно.
А.Ч.: Спасибо.
В.Е.: Вообще, такой проблемы, как таковой, нет. Если мы говорим не про ЦАО, а про сложившиеся спальные районы, то в большинстве случаев детские площадки остаются общедоступными. И проблемы с этим не возникает.
А.Ч.: Понятно. Хотелось бы послушать мнение эксперта на этот счет. И у нас на связи Александр Гурлев, вице-президент национального жилищного конгресса. Александр, добрый вечер! Мы хотим у вас спросить.
Александр Гурлев: Добрый вечер!
А.Ч.: Сегодня мы обсуждаем вопросы, связанные с оформлением прав на земельные участки под многоквартирными домами, к вам, как к специалисту, который в сфере жилищного управления давно работает, и имеет серьезный опыт. Все-таки, оформление земельных участков под многоквартирными домами, это хорошо или плохо? Что это дает собственникам? И, вообще, реально ли эта процедура сегодня работает в нашей стране?
А.Г.: Я думаю, что на данный момент те задачи, которые ставили перед собой собственники, живя в многоквартирном доме, только за небольшим исключением, в тех домах, где есть коммерчески привлекательная земля, принадлежащая к этим домам, жители понимают, что с этим делать можно, сделать что-то положительное для себя. Та практика, которая есть, попытка муниципалитетов отдать наибольшее количество земли придомовой территории в общее имущество дома, чтобы в дальнейшем граждане самостоятельно решали проблемы по поводу содержания этих участков, что передавать в собственность какую-то землю необходимо – это правильно, я считаю. Жители должны отвечать за ту землю, которой они пользуются. Но на данный момент им пытаются передать те земли, которые им, на самом деле, не нужны в эксплуатации. И, таким образом, все в конечном итоге упадет в содержание и ремонт. За уборку этих территорий будет платить не муниципалитет, как происходит иногда сейчас, а сами граждане. Граждане про это не знают. Более того, я считаю, что отсутствие работы просветительской со стороны муниципалитетов и государства, приводит к тому, что граждане получат то, что им совсем не нужно, и от чего они могли бы отказаться.
А.Ч.: Александр, то есть, по вашему мнению, сегодня муниципалитеты в нашей стране, скорее, заинтересованы и навязывают большую площадь земельного участка для того, чтобы закрепить их за домом и передать в частную собственность собственникам квартир, так?
А.Г.: Конечно, да. Чем меньше будет земли в муниципалитете, бесхозной земли быть не может, чем меньше будет земли в муниципалитете, тем меньше денег из бюджета будет тратиться на уборку этих территорий. Эти затраты очень немаленькие в рамках города.
А.Ч.: Хорошо. А плюсы оформления земельных участков? Они, по вашему мнению, есть? Или их закрепление на праве собственности за домом?
А.Г.: Плюс только в том, если эту землю можно использовать под какие-то коммерческие объекты, и когда граждане будут получать доход от аренды, если эта аренда, естественно, будет покрывать налог на имущество, который придется платить за эти аренды, какой-никакой, а он будет. Поэтому плюс только в одном, если эта земля коммерчески привлекательна. Но, как правило, скажем так, коммерчески привлекательная земля не достается собственникам. Муниципалитет сам заинтересован оставить ее у себя и получать доходы от аренды, что от торговых павильонов, что от платных автостоянок, от чего угодно. Поэтому я так думаю, что…
А.Ч.: Понятно. А вот у нашего гостя, Владимира Ефимова, к вам вопрос или суждение.
В.Е.: Я хотел бы рассказать немножко из практики города Москвы, как у нас происходит формирование этих земельных участков, но это, на самом деле, практика, она распространяется и на всю территорию РФ. Дело в том, что вы говорите, что муниципалитет заинтересован отдать набольшее количество земельных участков, наверное, это действительно так. Но размер земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома, во-первых, с действующими нормативами, а во-вторых, проект межевания, в соответствии с которым определяются границы земельного участка, в обязательном порядке проходят публичные слушания. И граждане могут высказать свою позицию, какой им нужен участок, побольше, поменьше. И, соответственно, муниципалитет в этой ситуации должен эту позицию учесть, и скорректировать лучшим образом границы этого земельного участка. Ежели говорить об использовании земельного участка, то, безусловно, речь о том, чтобы размещать какие-то торговые ларьки и еще дополнительные объекты на этой территории, быть не может. Потому что земельный участок уже предоставляется для эксплуатации существующего объекта недвижимости многоквартирного дома. И все, что можно на нем делать, это, соответственно, его благоустраивать для паркования автомобилей. Речь о том, что там можно что-то построить, разместить ларек и еще что-то, не идет, и такой возможности в принципе быть не может.
А.Ч.: Александр, а вы, насколько я знаю, сейчас с нами разговариваете не из Москвы, а из города Мурманска?
А.Г.: Да.
А.Ч.: А у вас практика какая-то другая?
А.Г.: Сейчас наша практика увеличение бюджета российского. Но мы находимся в начале этого процесса в муниципалитете. И сейчас муниципалитет инициирует эти общие собрания для определения таких территорий, которые впоследствии станут индивидуализированы под каждый дом. Сейчас это делается по тем межевым делам, которые были сформированы еще представительством города. Но, не побоюсь показаться циничным, говоря об общественных слушаниях, это процесс все-таки управляем. И в конечном итоге, какая бы земля не была отведена под общее имущество дома, граждане будут решать судьбу этой территории. Либо там будет газон либо там будет стоянка, все, что угодно, это их будет общедолевая собственность.
В.Е.: Безусловно.
А.Ч.: Извините, Александр, ведь я же не могу… стоянка – понятно.
В.Е.: Газон.
А.Ч.: Но я же не могу на земле, которая принадлежит, которая передана мне муниципалитетом, или нам, собственникам, от муниципалитета, взять и построить целый комплекс, если это противоречит использованию земельного участка, значит, в рамках правил градостроительных, или могу?
А.Г.: Нет, конечно, не можете на данный момент. Но я так думаю, что с течением времени…
А.Ч.: То есть в течение времени построим все равно.
А.Г.: Объективно, если собственники захотят, они будут этот вопрос ставить и перед своим депутатом, и перед муниципалитетом. Конечно, право использования таким участком будут ограничено. Но, если это их собственность, я думаю в дальнейшем подобное ограничение, боюсь, что могут быть сняты или продавлены активными собственниками. Что касается просто жизни дома, если где-то есть детская площадка, являющаяся общим имуществом, то при согласовании вместо этой детской площадки будет парковка, потому что так решат жители этого дома, которым принадлежит этот земельный участок. Те ограничения, которые существуют сейчас в законе, я думаю, они просто жизнь не передавят, когда жители примут подобное решение на общем собрании.
А.Ч.: Понятно. Спасибо большое. Напомню, что это был Александр Гурлев, разговаривал с вами с города Мурманска, он эксперт в области управления жильем, вице-президент национального жилищного конгресса.
А.Г.: Спасибо.
А.Ч.: Спасибо. Давайте, наверное, иллюзии излишние давать собственникам тоже не будем, а то Александр нам сказал, что со временем, сейчас вы этот земельный участок заберете, а со временем построите там чего-то. То есть, правильно ли я понимаю, что земельный участок, чтобы окончательно решить вопрос, передан, то он передан только под эксплуатацию или обслуживание дома, без всяких коммерческих построек и т.д.?
В.Е.: Безусловно. Более того, я, наверное, думаю, что собственник вряд ли захочет сам что-то строить на той территории, которая прилегает к его дому. Это территория не столь большая, чтобы можно было размещать какие-то значимые объекты, а все то, что является не значимым, это просто создаст дополнительный дискомфорт для проживающих.
А.Ч.: А если киоск цветочный поставить? Плату за жилищные услуги снизить можно.
В.Е.: Есть, во всяком случае, в городе порядок размещения таких объектов, который этого не предусматривает. Безусловно, есть там схемы размещения этих объектов на территории города, и просто так никто ничего построить не может.
А.Ч.: Надо четко объяснить собственникам, что никаких иллюзий о том, что на земельных участках будете зарабатывать, быть не может. А вот важный очень вопрос. У нас большое количество злоупотреблений связано, эту проблему мы пытаемся решить, со злоупотреблениями и действиями руководства ТСЖ, руководства Управляющих компаний. А вот, Владимир, нет ли опасности, что в процессе оформления земельных участков, закрепления их за правом собственности и т.д., игрой с площадью, какой-то обман будет со стороны руководства ТСЖ, Управляющих компаний? Вот из практики даже 60 участников, которые оформлены. Нет ли таких рисков?
В.Е.: У нас таких обращений не было. Значит, если говорить про земельный участок, то, как я уже говорил, общедолевая собственность и полномочия по распоряжению этой общедолевой собственностью есть только у общего собрания, делегированная быть на правление или, тем более, на председателя ТСЖ, быть не могут. Вот, поэтому я думаю, что здесь действующее законодательство правообладателей защищает.
А.Ч.: Просто нужно быть внимательным к проведению общих собраний, чтобы не появлялось непонятных протоколов, т.е. если вам предлагают где-то расписаться…
В.Е.: Читаем, за что.
А.Ч.: … то читаем, за что. И, если вдруг такой сигнал появляется, что ваш земельный участок оформляется как минимум у своего старшего по дому, у нас в каждом доме практически есть старший, формальный или неформальный, или председатель ТСЖ, как минимум, нужно это обозначить. Ну и в случае чего, если я правильно понимаю, департамент имущества поможет, по крайней мере, дать информацию о том, что происходит с вашим земельным участком, подана ли заявка или нет, если вдруг есть какое-то опасение. Правильно я понимаю?
В.Е.: Безусловно, информация об оформленных земельных правоотношениях в отношении той или иной территории, или в отношении того или иного дома, мы всегда готовы помочь.
А.Ч.: Ну, время нашей передачи заканчивается. Если можно, давайте подведем такие общие итоги, т.е. курс Правительства Москвы направлен на передачу земельных участков, минимально необходимых, в собственность под многоквартирные дома, чтобы жители этих домов самостоятельно решали, какую детскую площадку ставить, какой газон там должен быть. Но, действительно, брали, с одной стороны, на себя бремя какого-то содержания земельного участка, с другой стороны, были полноправными собственниками и, что принципиально важно для города, защищали себя от несанкционированных строек гаражей, домов и торговых павильонов. Для Москвы это самый болезненный вопрос, включая спальные районы.
В.Е.: Абсолютно верно. Только есть одно "НО", о котором я уже говорил. Город готов содержать эти территории и дальше, как он делает это сейчас, убирать и заниматься благоустройством.
А.Ч.: Вообще, удивительная щедрость городских властей, она даже несколько пугает. И процедура оформления земельных участков – это обращение любого из собственников департамента городского имущества, адреса окон единых центров по обработке документов есть на вашем сайте, а проекты тех участков и информацию об уже отмежеванной земле, на которой вы говорили, в ближайшие 2 недели мы сможем увидеть на сайте.
В.Е.: Да.
А.Ч.: В заключении, Владимир, что бы вы хотели рекомендовать в рамках данного вопроса нашим радиослушателям?
В.Е.: Рекомендация по этому вопросу может быть только одна. Все те, кто заинтересован в управлении своим имуществом, заинтересован в улучшении качества своей жизни, обращайтесь, мы поможем и сделаем все, чтобы участок был максимально быстро сформирован и оформлен.
А.Ч.: То есть призыв такой: берите собственность и берите власть над этой собственностью в свои руки. Напомню, в наших гостях был Владимир Ефимов – министр правительства Москвы, руководитель Департамента городского имущества. Спасибо большое.
В.Е.: Спасибо. До свидания.
Похожие статьи по теме:
Земельные участки → Жителям Москвы продадут их собственную землю, 119 участков под парковки в ЦАО мечтают впарить жителямОткрытые обращения → Открытое обращение к Путину о грубых нарушениях прав москвичей на придомовые земельные участкиЗемельные участки → Придомовые земельные участки: по минимуму и по максимумуЗемельные участки → Москва теряет миллионы долларов из-за чиновников Департамента земельных ресурсовЗемельные участки → Вперед! В новый феодализм?! Поджечь барскую усадьбу ?Понравилась статья? Поделитесь её в соцсетях: